Law


Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов.


В настоящей главе рассматривается круг правоотношений, возникающих при обращении документированной информации, которую законодатель определяет как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» . К документированной информации относится широкий круг видов информационных объектов, как открытой, так и ограниченного доступа.
Основным назначением этого института является правовое регулирование процессов формирования и использование информационных ресурсов документированной информации с целью гарантий каждого на поиск и получение документированной информации, главным образом из государственных информационных ресурсов.
Правовую базу этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности субъектов по поводу подготовки (формирования), передачи и распространения документированной информации и информационных ресурсов, а также выдачи информации из информационных ресурсов потребителю.

«Статья 29

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».Имеется в виду; что в данном случае эти права распространяются на документированную информацию и что при этом каждый имеет право производить и информационные ресурсы в виде баз и банков данных, баз знаний, информационных систем, других разновидностей информационных ресурсов и включать их в оборот.
«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам.

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической информации:

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Вводится ответственность должностных лиц за сокрытие «опасной» информации. «Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Действуют нормы, обязывающие органы государственной власти обеспечить формирование информационных ресурсов, содержащих персональные данные, и доступ к ним в условиях конфиденциальности. «Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Большое внимание в Конституции РФ обращено на законы, как основные источники правового регулирования общественных отношений, и на законопроектную деятельность, а также на предоставление информации о нормативных правовых актах каждому. Устанавливаются обязанность государственных структур готовить и принимать законы и другие нормативные правовые акты, порядок их подготовки и принятия.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

«Статья 105 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. 2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. 3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. 5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».

«Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат приятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира».

«Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию».

«Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, ее ли он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от обще го числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию».
Конституция РФ устанавливает право Президента РФ издавать нормативные акты и определяет их статус.
«Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не-должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
Устанавливается компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
«Статья 102 2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации».
«Статья 103 «2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации».
То же самое и по актам Правительства РФ. «Статья 115 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации».
Конституция РФ устанавливает ограничения доступа к документированной информации определенного вида.

«Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Предписания указанных норм Конституции РФ находят развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах информационного законодательства.



8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов Важнейшим системообразующим актом в области обращения документированной информации является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» . Отношениям по поводу формирования и использования информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации посвящена гл. 2 этого Закона «Информационные ресурсы». Закон закрепляет обязанность государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации через разработку и реализацию государственной политики в этой области, которая направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.
Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации (информационное законодательство).
Свободный поиск

Страничка создана при содействии: || Предлагаем ночные приборы. Высокое качество. ||


| Юридические консультации по законам |
Хостинг от uCoz